Публикации (СМИ о храме) — ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Публикации (СМИ о храме)

Публикации

Вестник №48, 2007,26 ноября — 2 декабря

Святыни боровской земли

ПРЕРВЕТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН?

Земля боровская — настоящий архитектурный заповедник. Двадцать восемь древних храмов построили на ней когда-то наши предки. Они были свидетельством их крепкой веры и были им необходимы. Большинство их еще во второй половине XX века были включены в реестр памятников архитектуры, охраняемых государством. Правда, привело это к разрушению многих из них. Никто их не охранял и восстанавливать не собирался. Каждый из храмов был уникален и специалисты требовали их охраны и реставрации, как произведений искусства, имеющих немаловажное значение в истории развития русской национальной культуры.

Но один из древних храмов все же выделяется своей уникальностью среди остальных. Ведь на нашей земле чудом сохранился деревянный храм начала семнадцатого века — церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком. Деревянных храмов этого времени нет не только в Калужской области, но и по всей Центральной России. Произошло это потому, что уже с XIX века деревянные храмы перестраивали, заменяя их более долговечными каменными. Известно, что этот процесс шел очень активно. Например, в Калужской епархии в первой половине XIX века было перестроено 25 церквей. А наш Покровский храм уцелел. Вероятно, произошло это и потому, что к этой церкви было особое отношение. Древнее предание гласит, что храм был поставлен над могилами родителей преподобного Пафнутия, которые монашествовали в Покровском Высоковском монастыре. Вспомним, что преподобный Пафнутий — небесный защитник нашего города. Разве могут боровчане не чувствовать особое почитание к памяти его родителей?

Кроме того, общеизвестно, что этот храм был частью Высоковского монастыря, где преподобный Пафнутий принял монашество, где прошли его молодые годы, где он стал подвижником веры, где он был игуменом.

В семнадцатом веке в монастыре было два храма и деревянные кельи. На монастырском кладбище хоронили монахов. Войско Лжедмитрия II в 1610 году сожгло святую обитель. Вновь избранный молодой царь Михаил Федорович Романов специальными жалованными грамотами 1615 и 1618 годов повелел приписать обитель к Свято-Пафнутьеву Боровскому монастырю и сразу же после окончания Смуты восстановить. Первым был поставлен деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя существует мнение, что храм якобы был построен в конце ХVII века, но по мнению известного архитектора М.Т. Преображенского, исследовавшего Покровский храм и разработавшего первый проект его реконструкции, храм был поставлен в двадцатые годы ХVII века. Да и вряд ли кто осмелился ослушаться двойного царского повеления и тянуть исполнение его приказа до конца века!

Мастера срубили храм из толстых сосновых бревен и поставили на фундамент из крупных камней. Композиция сооружения была традиционная: к центральному срубу-четверику с востока примыкает клеть — алтарь, а с запада — трапезная и колокольня. Некоторым отклонением от традиций была постановка колокольни — не на фундамент, а на два узких сруба. Колокольню завершает невысокий шатер, увенчанный миниатюрной изящной главкой. Столь же изящна и главка, стоящая на центральном срубе. Раньше эти небольшие купола были покрыты, как чешуей, деревянными лемехами. Такое же покрытие главок имеют знаменитые Кижи. Из монастыря для украшения храма перенесли древние иконы, которые были изъяты во времена реквизиций 1919 года и хранятся сейчас в Третьяковской галерее.

Почти сто пятьдесят лет Покровский монастырь и его земли были подворьем Пафнутьева монастыря. А в 1764 году Высоковский монастырь упразднили, монастырские земли стали светскими, на его территории возникло городское кладбище. Старинные монашеские могилы не пощадили, от них не сохранилось ничего.

Особенно варварским отношением к храму, естественно, стали годы безбожной власти после революции 1917 года. Захоронения расположены так густо, что подойти к храму очень сложно. Пробираться приходится как через лабиринт. Некоторые захоронения находятся меньше, чем в полуметре от древних стен. И все же, согласитесь, особенную ценность, если можно так сказать, элитарность этому кладбищу придает именно его нахождение рядом с уникальным храмом. Это своего рода боровское Новодевичье кладбище — московское кладбище почетных захоронений. В конце девяностых годов прошлого века церковь Покрова Пресвятой Богородицы вновь передана Русской Православной Церкви и место это вновь является подворьем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Естественно, остро стал вопрос о срочной реставрации храма, находящегося в аварийном состоянии. А дело это, ох какое непростое. Во-первых, нужны большие деньги: на проект реставрации, на уникальные строительные материалы, на проведение работ. Была проведена сложнейшая работа по согласованию с массой инстанций всего процесса реставрации. На это ушел не один год. Об уникальном храме и необходимости его реставрации показывали сюжеты по телевидению и писал журнал «Русский дом». Там же было обращение о сборе добровольных пожертвований. Люди по всей России взволнованно откликнулись и присылали пожертвования. Сумма собралась приличная, но все же недостаточная для всех необходимых затрат. К сожалению, боровчан среди жертвователей не было. Братия монастыря и игумен о. Серафим ни на минуту не оставляли Покровский храм без заботы. Здесь восстановлены богослужения, верующие могут исповедоваться и причащаться. Много и душевных, и физических сил отдает храму его фактический настоятель — насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря о. Иосиф (Королев). Дело сдвинулось. Существует утвержденный проект реконструкции, собраны средства. Появились леса, сложные конструкции, чтобы было можно проводить восстановительные работы, щадя существующие захоронения. И все же несколько могил, те, что расположены вплотную к стенам, необходимо перенести. Без этого храм восстановить нельзя. Со стороны Церкви отношение к этому вопросу самое деликатное. Все затраты по переносу захоронений и, собственно, сами эти непростые работы и поминальные службы Церковь берет на себя. Ничего кощунственного в переносе захоронений нет. Из истории христианской церкви и нашего государства известно о перенесении захоронений святых, выдающихся деятелей, великих людей. В последние годы, например, в Россию перенесены останки писателя И.С. Шмелева, философа И.А. Ильина, императрицы Марии Федоровны, матери императора Николая II. Мощи святителя Николая чудотворца верующие перевезли через море из турецкой Антиохии и погребли в Италии. Хотелось бы, чтобы протестующих родственников успокоили эти имена. Храм Покрова Пресвятой Богородицы передали нам наши предки как свидетельство своей веры, как эстафету, связующую нас с ними. А, как известно, у того, кто не почитает прошлого, нет будущего.

Храм — это дом Бога. Неужели мы вновь готовы осквернить его небрежением и забвением? Неужели мы готовы лицезреть, как рассыплются и рухнут намоленные столетиями стены? Что вместо древнего храма мы передадим потомкам? После нас — хоть потоп? Надо найти в себе моральные силы быть достойными святыни, доставшейся нам в завещание от предков.

Алла Тагиева

Журнал «Русский Дом» декабрь 2004г. 

Боровские Кижи

«Мир спасёт красота», — сказал Достоевский, но, конечно, речь шла не о проходящей земной красивости. 

Гениальный русский писатель и философ указал и на двузначность этого понятия: красотой можно мир и перевернуть, но спасает его красота Христова. Спаситель — единственная бессмертная и животворящая Красота, а Его Церковь — Её отражение на земле. Помогая восстанавливать храмы, часовни, монастыри, мы возвращаем в мир истинную красоту, без которой не устоять Земле Русской.

И невыразимо горько, когда вроде бы в благополучные для Церкви дни в старинном Боровске разрушается на глазах уникальный, единственный в Калужской области деревянный храм, возведённый русскими мастерами-древоделами из сосновых брёвен без единого гвоздя раньше, чем знаменитые Кижи. На высоком холме среди благоухающего разнотравья, под голубым небесным раздольем стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы XVII века. Вначале на её месте находился каменный храм Высоко-Покровского монастыря, одного из древнейших в России, основанного в 1410 году. Именно сюда из наследственного села Кудинова (доставшегося родителям Иоанну и Фотинии от деда, татарского баскака, принявшего крещение и отличавшегося благочестием) пришёл юноша Парфений — будущий столп Церкви Русской — преподобный Пафнутий Боровский. Отрекшийся от мира послушник принял постриг с именем Пафнутий и был отдан настоятелем под руководство престарелого священноинока Никиты, ученика преподобного Сергия. Семь лет он был в послушании у благочестивого старца, научился иноческим добродетелям и приобрёл всеобщую любовь. Когда почил игумен Маркелл, преподобный Пафнутий по просьбе братии и Боровского князя Симеона Владимировича был избран настоятелем Высокой обители. Посвящение он принял от рук святого митрополита Фотия.

Господь украсил Своего верного служителя рассудительностью, прозорливостью (преподобному было дано узнавать скрытые душевные язвы приходивших к нему людей), способностью исцелять недуги и другими дарами Святаго Духа.

Тринадцать лет игуменствовал святой Пафнутий в Высоком монастыре. На кладбище у главного каменного храма Покрова по преданию, сообщённому первым боровском историком Н.П. Глухаревым, были погребены честные останки благочестивых родителей преподобного Пафнутия — Иоанна и Фотинии, принявших здесь постриг.

В конце XVIII в. на месте Высоко-Покровского монастыря стояли две деревянные церкви, но одна давно исчезла, а Покровская, на месте захоронения родителей Преподобного и благочестивой братии Высокой обители, стоит и поныне.

Это ведь настоящее чудо! Деревянный Покровский храм Пресвятой Богородицы — боровские Кижи — один из очень немногих сохранившихся в Центральной России. Такие храмы в нашем климате без реставрации не сохраняются более двухсот лет. И в XIX в. все бревенчатые церкви заменялись каменными. В частности известно, что в Калужской епархии в первой половине XIX в. было перестроено 25 деревянных храмов. Видимо, только молитвами преподобного Пафнутия, и за гробом почитающего родителей своих, дошло до нас это свидетельство о древней смиренной красоте русских храмов, памятью которой нам необходимо дорожить, чтобы сохраниться и на земле, между остальными народами, и пред Богом и святыми Его.

По преданию, при возведении Покровской церкви в 1615 г. (по другим источникам в 1621 г.) были переданы ценные иконы из Пафнутьева монастыря и церкви Сретения в Боровске.

Особенно выделялись иконы Богоматери Петровской и Святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба.

Петровская икона, написанная в XIV веке святителем митрополитом Петром, всегда была для русских христиан предметом особенного благоговейного чествования и с древности почиталась чудотворной. Икона, находившаяся в Покровском храме, относительно небольшая, замечательна уже тем, что она датирована и подписана, а это бывало крайне редко. Её иконография такова — это оплечное изображение Богоматери, Которая нежно склоняется к Младенцу Иисусу, рука Её простирается к Нему в молитвенном жесте. На полях приписаны четыре фигуры святых.

При виде икон князей страстотерпцев Бориса и Глеба эксперты были потрясены, когда под более поздней записью XVII века засверкала живопись XV века, которую отнесли к работе Дионисия или его школы. Мало кто знает, что его дар открыл именно святой Пафнутий. В житии Преподобного описывается, как он наставлял Дионисия на путь спасения и как нелегко даётся послушание творческим людям.

Наставляемый Богом через святого угодника талантливый юноша развивался духовно и творчески и стал знаменитым на всю Русь иконописцем Дионисием.

После сенсационной находки иконы святых Бориса и Глеба увезли в Третьяковскую галерею. В монастыре же остались фрагменты его фресок.

Остальные образа из Покровского иконостаса, в том числе и Петровскую Богоматерь, в 1975 году передали в Калужский областной художественный музей, где они до сих пор, к сожалению, не реставрированы. Вопрос о возвращении покровских икон, особенно в связи с восстановлением храма, где они находились, до сих пор остаётся открытым.

Необыкновенно дорога Покровская церковь и боровчанам, и небесному заступнику города преподобному Пафнутию как память об ушедших предках. В 2000 г. храм стал монастырским подворьем, и восстановление святыни возложили на обитель. Московский «Спецпроект» недавно окончил разработку документации для реконструкции храма. Согласно смете, на восстановление необходимо полмиллиона долларов: ни у монастыря ни у прихожан таких средств, разумеется, нет.

Но Божий дом, сохранённый силой свыше в годы лихолетья, должен быть спасён нашим общим усердием. За приславших вспоможение монастырь помолится сугубо. Бог не оставляет жертвователей, по слову блаженного Иеронима: «Я не помню, видел ли я в жизни хоть одного благотворительного человека, который умер бы несчастною смертию. И как он может иметь несчастную кончину, когда у него столько посредников, молящихся об его спасении?» Святой Исаак Сирии писал: «Давай Тому, Кто всё дает тебе, и получишь от Него во сто раз больше», а святитель Иоанн Златоуст заметил: «Милость к нам Божия, когда нам открывается случай оказать милость другим».

По благословению духовника обители схиархимандрита Власия, через журнал «Русский Дом» Свято-Пафнутьев монастырь Рождества Богородицы и жители города Боровска и окрестных селений обращаются с просьбой к русским людям и ко всем, кому дороги русские святыни, о помощи в восстановлении неповторимого храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Краеугольный камень в этом деле уже положен: началась молитва. Именно по субботам, в память воскресающего Лазаря, храм оживает: свершается Божественная Евхаристия, теплятся лампады, зажигаются свечи. И верится в Покров Божией Матери над этим местом, где опять звучат те же молитвы, которые 580 лет назад возносил преподобный Пафнутий Боровский.