02-07 апреля. Страстная седмица. — ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

02-07 апреля. Страстная седмица.

  • 0

02-07 апреля. Страстная седмица.

Рубрики :Новости

В 2018 году Страстная неделя (2 — 7 апреля) имеет редкую особенность: день молчаливой скорби, день, когда Иисус Христос был погребен и сошел во ад, день, когда горестно «молчит всякая плоть», совпадает с ликующим праздником — Благовещением Пресвятой Богородицы (7 апреля). И это не только накладывает отпечаток на богослужение Страстной (Великой) субботы, но и особым светом озаряет всю Страстную неделю.

«Страсти Христовы» — так называют события последних дней земной жизни Христа, дело в том, что в церковнославянском языке слово «страсть» может означать «страдание», и именно это значение и дало название этому очень важному для всех верующих периоду. Позади сорок дней Великого поста и покаяний; Лазарева суббота, когда мы вспоминаем воскрешение Иисусом Своего друга Лазаря; Вербное воскресенье, рассказывающее о Входе Господа в Иерусалим. Впереди неделя самого строго поста и напряженнейших богослужений, напоминающих нам о последних днях земной жизни Христа. Дважды в день, утром и вечером, в храмах идут богослужения, на которых читаются отрывки из Евангелия, погружая нас в трагичные события тех дней: последнее общение с учениками, предательство Иуды, неправедный суд, путь на Голгофу, Распятие, Крестная смерть и погребение. Во время Страстной недели пост особенно строгий, верующие стараются соблюдать его неукоснительно, чтобы прочувствовать смысл и подвиг Христа. Цель Страстной недели, максимально приблизить человека к пониманию того, что Христос совершил ради нас, духовно подготовить к радости Воскресения Христова, Пасхе (8 апреля). Каждый из дней Страстной недели получил название Великий — это подчеркивает и необычность этого дня, и величие того, что Спаситель совершил ради нас. И вот, в самом финале Страстной, в день скорбного молчания, молчания, которое всегда у людей сопровождает память об умершем, в день Страстной субботы, проблеском пасхальной радости мы празднуем Благовещение. В этом глубочайший смысл. Но пока напомним календарь первых пяти дней Страстной недели.

 

Великий Понедельник (2 апреля). Первые три дня Страстной недели посвящены воспоминаниям бесед Иисуса Христа с народом и учениками. В Великий Понедельник во время богослужения вспоминают бесплодную смоковницу, иссохшую до корня — как образ человека, погибающего в нераскаянии. В Великий Понедельник происходит событие, которое совершается только раз в году. В этот день Патриарх читает молитвы на начало чина мироварения. Миро — это особая смесь растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 веществ), которая используется во время Таинства Миропомазания (оно совершается после Крещения), а также при освящении новых престолов в храме. Миро варится в течение трех первых дней Страстной недели и сопровождается чтением специальных молитв. Освящается сваренное миро Патриархом в Великий Четверг. Каждый крещенный помнит, что сразу после совершения над ним Таинства Крещения, священник совершал помазание ему миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней, произнося при этом «Печать дара Духа Святого. Аминь». При этом Таинстве Миропомазания человеку сообщаются Дары Святого Духа. Так вот, миро, которое потом будет использоваться при крещении новых членов Церкви и при освящении новых престолов в храмах, начинают варить именно в Великий Понедельник, первый день Страстной недели.

Великий Вторник (3 апреля). В этот день Церковь вспоминает притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до крестных страданий. Спаситель открывал Своим ученикам духовные истины, облекая их в форму притчи — короткого иносказательного рассказа, взятого из обычной жизни. Ученики Христа были простыми людьми, а притча, с одной стороны, легка для восприятия и запоминания, а с другой — содержит глубочайший духовный смысл, иллюстрирует Божественные законы на примерах нашей земной, обыденной жизни. Так вот, во время богослужения в Великий Вторник вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде. Все вместе эти Евангельские чтения призывают нас к духовному бодрствованию, к тому, чтобы мы не «закапывали в землю» дарованные нам таланты, и, наконец, к тому, чтобы не уставали творить дела милосердия. Господь говорит, что Царствие Небесное унаследуют те, кто накормит алчущего, напоит жаждущего, примет странствующего. Потому что говорит Господь: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали это Мне».

Великая Среда (4 апреля). В третий день Страстной недели во время богослужения вспоминают, как в доме Симона прокаженного, куда Христос пришел в гости, грешница омыла слезами ноги Иисуса и возлила драгоценное миро Ему на голову. Миром в те времена не только помазывали царственных особ, но и умащивали тела умерших перед погребением. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В тот же день Иуда Искариот пошел к первосвященникам и спросил у них, что они дадут, если он выдаст Христа. Первосвященники предложили Иуде «тридцать сребреников, и, как сказано в Евангелие, с того времени он искал удобного случая предать Его». Кроме этих отрывков из Евангелия, в Великую Среду во время Литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются, и в этом глубокий смысл. Земной поклон показывает, что мы, люди, грехом ниспали на землю. А отмена земных поклонов во время Богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи, и напоминает о том, что Воскресение Христа стало прообразом будущего века. На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться.

 

Великий Четверг (5 апреля). Чистый четверг. В этот день Церковь возвращает нас к Тайной вечере. Событию, которое произошло перед тем, как Христа взяли под стражу. Тайная Вечеря — это последний ужин, трапеза Христа со Своими учениками накануне Его крестных страданий. Во время богослужения в храме вспоминают четыре евангельских события, произошедших именно в четверг. Первое событие — омовение Христом ног Своим ученикам перед Тайной Вечерей. Это омовение было знаком глубочайшего смирения Христа и Его любви к Своим ученикам. Во время этой же вечери, как сказано в Евангелие, «диавол уже вложил в сердце Иуде Искариоту» мысль предать Христа. И Иисус, видя сердце предателя, говорит об этом, как бы давая Иуде возможность остановиться. Этот евангельский эпизод тоже читается во время службы.

Третье событие, которое мы вспоминаем во время богослужения Великого четверга, очень важно для каждого верующего. Дело в том, что именно во время Тайной вечери Христос установил Таинство Евхаристии. Греческое слово «евхаристия» означает «благодарение». В христианстве Евхаристией называется Таинство причащения Тела и Крови Христовой, Таинство благодатного (то есть совершенного по воздействию благодати) единения верующего с Богом. Это Таинство и поныне совершается в каждом храме во время каждой Божественной Литургии. Многие верующие стараются причаститься именно в Великий Четверг.

И, наконец, четвертое евангельское событие, которое вспоминают во время Литургии в Великий Четверг — это молитва Христа в Гефсиманском саду. Иисус знал, что Ему предстоит, «душа Его скорбела смертельно», и, как сказано в Евангелии, Он молился «до кровавого пота». Это моление Христа называют «молением о чаше», потому что, взывая к Богу Отцу, Христос просил, чтобы, если возможно, «миновала Его участь сия»: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня», но дальше добавлял слова полного смирения перед грядущей участью и волею Бога Отца: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Вот эти четыре важнейших евангельских события вспоминают в храмах в Великий Четверг Страстной недели во время Божественной Литургии.

А во время вечерней службы в Великий Четверг читаются двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях крестной смерти Христа, вспоминаются слова Христа на кресте, Его распятие и погребение.

По давней православной традиции во время чтения двенадцати Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами. И потом, после службы этот огонек приносится домой, и на переплетах окон, на дверных косяках коптится крестик. Этот обычай идет со времен ветхозаветной Пасхи. Верующие, пришедшие в храм вечером в Великий Четверг, заранее готовятся к тому, чтобы донести до дома свечку не потухшей, помещая ее для этого в специальную лампаду.

Великий Четверг называют еще Чистым Четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения — в этот день все стараются исповедоваться и причаститься, а с другой стороны, имеется в виду бытовая сторона нашей жизни. Именно в Чистый Четверг верующие стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому Светлому Воскресению.

 

Великая Пятница (6 апреля). Самый скорбный день в церковном календаре, именно в пятницу совершилось распятие и крестная смерть Христа на Голгофе. В Великую Пятницу не служится Божественная Литургия, так как в это в этот день Сам Господь принес себя в жертву.

Шесть долгих часов Господь мучительно страдал на кресте, искупая Своими страданиями все человечество от рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час (около трех часов по нашему времени). Поэтому именно в это время в храмах совершается вынос плащаницы — шитого изображения снятого с Креста распятого Тела Спасителя. Плащаницу выносят из алтаря и возлагают на специально приготовленный стол в центре храма — гробницу, а затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед ней.

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе.

В Великую Пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

Великая Суббота (7 апреля). Это день, когда «да молчит всякая плоть», то есть день внутреннего сосредоточения, когда мы находимся в состоянии духовного ожидания Воскресения Христова. На Страстную Субботу тело Иисуса Христа еще находится во гробе. Как известно, благообразный Иосиф снял тело Спасителя с Креста и, обвив Его плащаницею, положил во гроб. Но, пребывая телом Своим во гробе, душою Своею Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая спасения, томились души всех умерших, даже души святых, живших до Христа. Иисус Христос спускается в ад — это называется «сошествием во ад» — и выводит оттуда души праведников.

В 2018 году Великая, Страстная суббота приходится на день праздника Благовещения, и это накладывает отпечаток на весь ход богослужения. Благовещение, или, как говорят в Церкви, Благовещение Пресвятой Богородицы — это праздник, посвященный Благой вести (отсюда название), которую юная Дева Мария получила от Архангела Гавриила. Благой вести о том, что она станет Божьей Матерью. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами», — с этими словами, ставшими потом молитвой, Архангел Гавриил обращается к будущей Матери Христа. И дальше сообщает, что будущего Богомладенца будут звать Иисус, что означает «Спаситель». Христиане установили в честь радостного события праздник, потому что это была Благая весть не только для Марии, для всего человечества. Весть о том, что скоро в наш мир придет Спаситель. Благовещение — один из двенадцати великих праздников Церкви, в этот день ликующей радости отменяется пост, и никто не работает — «девица косу не плетет, и птица гнезда не вьет».

И Благовещение, и смерть Христа, а затем и Его сошествие во ад — события, отстоящие друг от друга на 33 года, удивительны и непостижимы. И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. И совпадение Благовещения и Страстной субботы позволяет верующим глубже прочувствовать и понять путь, которым прошел Христос, а рядом с ним и Богородица.

Второго апреля также исполняется девять дней со дня трагедии в Кемерово. По благословению святейшего патриарха в этот день во всех храмах Русской православной церкви после утреннего или вечернего богослужения будет совершена заупокойная лития по погибшим.

 


Оставить ответ