• 0

24 марта в центре «Покров» состоялась встреча по теме “Русские традиции Великого Поста”

Рубрики :Новости

24 марта в актовом зале воскресной школы храма Покрова на Высоком состоялась встреча по теме “Русские традиции Великого Поста”. Её провела Ольга Казак, ответственный редактор журнала для семейного чтения “Кораблик”.

Во время лекции слушатели узнали,что базовая потребность души-это вечная жизнь. Даже у древних стран, таких как Египет, Шумеры и Древняя Греция, всегда существовали мифы и легенды о загробной жизни.

На Руси особенно думали о небесной жизни во время Великого поста. Многие обычаи,соблюдаемые нашими предками во время Четыредесятницы ярко описаны замечательными писателями Сергеем Максимовым и Иваном Сергеевичем Шмелевым. Ольга особенно затронула жизнь И.С. Шмелева и традиции его семьи в пост, которые он красочно и живо описал в своем знаменитом произведении “Лето Господне”.

По окончании, на кухне воскресной школы состоялся мастер-класс Натальи Антоновой по приготовлению постных блюд. Наталья быстро и легко приготовила несколько постных десертов, и все желающие смогли оценить их.
Также прихожане попробовали знаменитых “грешников”, которых с радостью уплетал юный Шмелев в своем рассказе. Это блюдо специально приготовил повар из монастырской чайной.

“Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост: раскатишься — и сломаешь ногу. От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, — великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — такая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки,»кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а…великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все такие скучные? Ведь все — другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, — весь двор завалят. Поедем на «постный рынок», где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был… Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают…”


  • 0

17 марта. Торжество Православия. Закончилась первая седмица Великого Поста

Рубрики :Новости

В первую неделю Великого Поста в нашем храме ежедневно совершались уставные богослужения. В первые четыре дня седмицы на вечернем богослужении читался Великий покаянный канон Андрея Критского. Заканчивается первая седмица праздником Торжества Православия. Об истории и смысле этого праздника говорит в своей  проповеди отец Андрей Ткачев.  

«Исторически он связан с победой иконопоклонников, которыми мы являемся, над иконоборцами.
А в духовном смысле во время Великого поста в 1-ю неделю Церковь произносит благословение и анафему. Благословение она произносит на всех тех, кто трудится ныне о православии и подвизается о нём: патриархи, митрополиты, епископы, игумены, архимандриты, священники, монахи, миряне. Всякая добрая крещёная душа, трудящаяся для Христа словом и делом, да будет благословенна, и многая лета этому человеку. Поминаемы также будут и все те, кто умер в вере и для веры потрудился: благоверные цари Константин и Елена, Иустиниан и Феодора, князь Владимир, княгиня Ольга и многие другие — всем им пропоётся «Вечная память». «Вечная память» будет пропета всем вождям и воинам на полях брани, убиенным за веру и Отечество, и всем православным христианам, благочестивой жизнью, словами и делами подвизавшимся за Христову истину. Живущим — «Многая лета», усопшим — «Вечная память», и там будет ещё «Анафема, анафема, анафема». «Анафема» — тем, которые борются с Божией истиной и отвергают её. Анафематизмы — это подтверждение того, что не является нашим. Например: первый анафематизм — утверждающим, что мир сей самобытен есть, и что не есть творение Бога Живого. Это всякие эволюционисты, атеисты, отвергающие наличие Бога Живого, сотворившего мир. Далее — отрицающим необходимость для спасения человеческого рода пришествия в мир Христа Спасителя, Его воплощения, страдания, воскресения — анафема. И т.д. Т.е. по всем пунктам нашей веры анафематизмы проходятся для того, чтобы сказать нам — не то, чтобы мы желаем зла верующим иначе или не верующим совсем, нет, мы вслух верующего народа говорим, что вот эти, думающие вот так, не наши.
Для того, чтобы войти в Царство Небесное, дорогие и возлюбленные о Господе братья и сестры, нам необходимо иметь целым своё сердце. Т.е. для того, чтобы войти в Землю обетования, нужно грех проклясть, а добро прославить. Нельзя войти в Землю обетования с разделённым сердцем — так, чтобы ты и грех любил и Бога любил: немножко Бога люблю, немножко грех люблю — полсердца любит Бога, полсердца любит грех. Необходимо на пороге Царства Небесного сказать: «Всякий грех да будет проклят. Аминь. Всякое добро да будет благословенно. Аминь». — «Заходи». Т.е. сердце целое: «Я не хочу делить своё сердце», — говорит человек верующий. Вот мы в молитве Ефрема Сирина говорим: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Целомудрие — это ведь не только состояние тела, это не просто, скажем, чистота незамужней девушки, или чистота неженатого юноши, или верность замужней женщины, или верность женатого мужчины; целомудрие — это когда человек мудрствует цельно, когда он един в своих сердечных и головных мыслях, делах и в волевых устремлениях.
Таким образом, 1- ая неделя Великого поста требует от нас мужества, честности и верности. Т.е. ты Божий или не Божий?
Нельзя вот так: «Ну, я чуть-чуть Божий, а потом чуть-чуть не Божий». Господь на Страшном суде скажет людям: «Придите и отойдите». Т.е. разведёт их, как пастырь овец от козлов отделяет, и одним, стоящим на правой стороне, скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». А на левой стороне скажет: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный дьяволу и ангелам его». И нет никаких полутонов, никаких оттенков. Будет белое и чёрное. «Приидите и отойдите». Это будет очень категоричное поведение Господа Иисуса Христа, и те, которые из нас не согласны с тем, что нужно поступать категорично, должны задуматься над тем, что Сам Христос заранее объявил, что на Страшном суде Он будет категоричен. На Страшном суде Господь не будет толерантен, либерален, избыточно внимателен ко всяким отягчающим или смягчающим обстоятельствам, Он скажет: «прииди» или «отойди».


  • 0

При Калужской духовной семинарии начинает работу Издательский отдел

Рубрики :Новости

Постановлением Ученого совета Калужской духовной семинарии от 8 февраля 2019 г. было решено создать Издательство Калужской духовной семинарии, ориентированное на публикацию научных трудов преподавателей и студентов Калужской духовной семинарии, светских вузов и иных духовных школ. Главой издательства был назначен преподаватель семинарии и сотрудник Кабинета патристических исследований при Семинарии иером. Иосиф (Королев).

В связи с этим кроме выпускающегося в настоящий момент «Богословско-исторического сборника» было решено начать издание «Трудов по русской патрологии», целью которого будет публикация ранее неизданных материалов по русской патологии: писем, дневников, неопубликованных проповедей и богословских сочинений. Главным редактором обоих изданий: Богословско-исторического сборника и Трудов по русской патрологии является ректор Калужской духовной семинарии – митрополит Калужский и Боровский Климент, а заместитель главного редактора иером. Иосиф (Королев).